Конспект и мысли по книге Владимира Антонова «Гроссмейстер разведки», посвящённой Павлу Судоплатову.

Автор

Про Дзержинского

Порадовало, что, говоря о Дзержинском, автор то саркастически берёт слово «правозащитники» в кавычки, то использует термин «защитники собственных прав», когда обозначает людей, ведующих лживую пропаганду против Феликса Эдмундовича. И вот в чём лживость пропаганды:

  • Дзержинский не был основателем ГУЛАГа, так как умер раньше создания ГУЛАГа;
  • Дзержинский не развязывал «красный террор», а на самом деле он был развязан Свердловым и Троцким;
  • при Дзержинском (1922) число заключённых было в 5 раз меньше, чем при Столыпине (1909), и в 10 раз меньше, чем в либеральной России (1999)

Про «Большой террор» и про Ежова

Причиной начала «Большого террора» указывается убийство Кирова, близкого друга Сталина. Но нет оценки того, было ли это сделано из страха Сталина за свою жизнь или — из мести. Однако есть указание на то, что в столь несправедливом и жестоком ходе репрессий виновны лично Ежов и банальная человеческая зависть.

Цитата Судоплатова про Ежова:

… я начал размышлять над природой системы, которая приносит в жертву людей, служащих ей верой и правдой. Я считаю Ежова ответственным за многие тяжкие преступления. Больше того, он был ещё и профессионально некомпетентным руководителем…

Зависть была причиной несправедливых обвинений, по крайней мере в отношении Судоплатова. Приводится несколько цитат коллег, в которых действительно проскакивает зависть к быстрому продвижению по службе и лояльному отношению руководства. При этом интересно, что часть из этих коллег были профессионалами и даже рисковали жизнью, защищая государство.

Про Троцкого

Я мало знаю о Троцком, но по услышанному то тут, то там, у меня сложилось о нём плохое представление, и я был рад встретить в книге конкретику, подтверждающую сложившийся негативный образ.

В книге есть цитата самого Судоплатова:

Сталин и Троцкий противостояли друг другу, прибегая к преступным методам для достижения своих целей, но разница заключается в том, что в изгнании Троцкий противостоял не только Сталину, но и Советскому Союзу как таковому. Эта конфронтация была войной на уничтожение.

Троцкий:

  • сдавал своих коллег из компартии США правительству США («Комитету Дайса»);
  • сдавал других лидеров международного коммунистического движения, активистов Коминтерна и агентов советской внешней разведки зарубежом западным спецслужбам;
  • выступал против индустриализации СССР.

Из описания всего послереволюционного пути Троцкого складывается впечатление, что он «доигрался». После проигранной им борьбы за власть сначала его мягко ссылают в Казахстан, но он не успокаивается. Троцкого высылают за границу, но он продолжает вести деятельность против государства, да ещё и в неспокойное предвоенное время. И только тогда его решают ликвидировать. Это показывает мягкость и сдержанность Сталина, вопреки раскрученному образу жестокого тирана.

Про Берию

Про Сталина